?

Log in

ЯдLenta
Книги 
18-окт-2010 06:12 pm
yad
Что вы думаете о книгах? Точнее, об их образовательной и воспитательной, т.е. развивающей функции? Согласны ли, что люди новых поколений читают меньше, чем старшие? Считаете ли, что это плохо? Виноват ли в этом компьютер, телевизор? Что с этим делать? Что лучше, бумажная или электронная книга? Какую литературу надо преподавать в школах? Надо ли вообще, возможно, это отмирающее искусство? Прививать ли детям вкус к классике? Или пусть читают что угодно, лишь бы читали? Или тогда уж лучше не читать вовсе?
Какие произведения посоветуете ребенку, подростку для формирования морально здоровой личности, подготовленной к жизни в современном мире?

UPDATE:
Спасибо за высказанные соображения. Вот мое мнение по этим вопросам.

Литература может устаревать и успешно устаревает. Огромная часть т.н. "классики" должна преподаваться только специалистам и только как история литературы. Мы же не воспринимаем всерьез художественную силу "Слова о полку Игореве". Так вот, беру на себя смелость заявить, что Толстой с Шекспиром так же далеки от современных людей как и этот ископаемый труд древнерусской литературы. Они уже не обогащают сегодняшнее подрастающее поколение ничем. Красота языка? Помилуйте, уж ежели мы станем пытаться подражать слогу, изящному и слух равно как и мысли ласкающему , в суете сиюминутной да в праздности - будет ли, право, в этом толк? Сюжеты? Духлесс Минаева списан с пушкинского Онегина, вот и все сюжеты. Они одни и те же, не изменились за века. Мораль? Экскурс в мир моральных принципов разных эпох и стран - да, интересно. Учебник по современной морали - только не в ветхих томах "классики".
Что касается самого процесса чтения, каким мы знали его раньше, он претерпевает необратимые изменения. Не будут наши потомки черпать информацию тем же способом, что и 200 лет назад. Уж извините. В успокаивающем горении свечей тоже больше романтики, чем в электрической лампочке, и автомобиль не станет настоящим другом, как верный конь, но с прогрессом не поспоришь. Наше поколение еще будет защищать "запах страниц", "тактильные ощущения" и "особую атмосферу", а будущие - уже нет. Книги станут другими - короткими, емкими, приспособленными для чтения в свободную минутку, мгновенно экранизируемыми. И только на электронных носителях. Кто захочет возразить, что экран никогда не вытеснит бумагу, отправляйтесь в тот же заповедник, где живут любители пленочной фотографии, которые до сих пор уверены, что цифра не вытеснит пленку и продолжают выискивать последние точки продаж вожделенных катушек. 
Принцип интернета "многа букаф - ниасилил" распространится на всю литературу. Вы считаете, что это деградация? Возможно, так и есть. Мы деградируем в одних областях (забыли каллиграфию, танцы, изысканный этикет) и развиваемся в других (думаем быстро и четко, как компьютеры, осваиваем новое на лету). С этим бесполезно бороться, лучше принять новое и выжать из него максимум. Ребенка не оторвать от компьютера? Пусть развивается через обучающие игры. Не хочет читать? Пусть слушает, смотрит, участвует. Главное - не средство доставки идей в мозг, а сам факт развития.
Литература умирает, да здравствует медиа!
Комменты 
18-окт-2010 02:25 pm
вообще все индивидуально, но литература, а точнее как её преподают (преподавали лично мне) в школе вполне может привести к крайнему отвращению к классике, да и к чтению в целом. ну и толстого точно исключить из программы надо, это детский фашизм все таки.
18-окт-2010 05:52 pm
Ахтунг!
Хипстерский совет детектед!
18-окт-2010 03:36 pm
с какой целью интересуетесь?
19-окт-2010 07:54 am
собираю мнения по неоднозначному вопросу. интересно.
18-окт-2010 03:46 pm
Книга - круто. Таковые функции присутствуют. Я не знаю, кто больше читает. В любом случае, это не хорошо и не плохо, это правда. Телевизор и компьютер не могут быть виноваты ни в чем. Ничего с этим не надо делать, просто потому, что не получится. Электронная или бумажная - зависит от обстоятельств (если электронная, то iriver Cover Story - прости, не сдержался :)). В школах надо преподавать литературу, понятную возрасту. Надо, это не отмирающее искусство. Да, прививать детям вкус хорошей литературе, но не "потому что классика", а объяснить. Пусть читают что угодно - иначе никогда не поймут цимеса.
Никакие не посоветую, пусть сам разбирается. Ну или посоветую, если уточнит запрос.

Надеюсь, помог.
18-окт-2010 05:09 pm
вижу маленькую загвоздочку с определением "уровня понятности возрасту", в теории приводящую к усюсюкиванию школ.программы.
по идее, умные постарается понять, что не ясно, а дурак бросит, не дочитав
18-окт-2010 04:22 pm
Я по природе своей медленно читаю, поэтому в школе не успевала читать, то что там по программе положено, оттого многого не читала :) И на уроках литературы мне было не интересно. И за сочинение ставили 3 балла, потому что, не то написала. Бред, я пишу свое мнение, а оно вдруг не правильное...

А про бумажная-электронная...Я всегда предпочту бумажную книжку! Она живая, странички новые и шуршат и пахнут типографской краской :) Если хочу прочитать книгу, всегда пойду и куплю ее, денег не жалко. И еще не люблю свои книжки давать другим :)
18-окт-2010 05:12 pm - nafin personal
конечно, 90% преподов по литре дуры полные, но это же не означают, что 90% учеников в сочинениях не пишут полнейшую х*ню?
18-окт-2010 05:23 pm
С детства очень люблю читать, за что спасибо родителям.
Скажу сразу, что не все книги одинаково полезны, особенно для детей. В школе, к сожалению, уроки литературы могут быть настолько убоги и неинтересны и способны полностью отбить желание читать как минимум классическую литературу. Кроме того, те произведения, которые изучаются в школьной программе совсем не соответствуют возрасту. Детям трудно глубоко вникнуть и разобраться в описываемых переживаниях взрослых людей, сдобренных историческими событиями и антуражем эпохи. Преподавать нужно те книги, которые будут понятны детям, то есть про них самих - про детей (подросткам - про подростков). И, конечно, рассказывать и про автора, и про условия, в которых книга писалась, причем в увлекательной форме, а не нудными голыми фактами. Должны быть дискуссии, в которых дети могут безбоязненно делиться впечатлениями и мнениями. Думаю, многие знают, что у нас в школах есть понятие "неправильного мнения", и это реально вводит в ступор и пугает. Кроме того, стоит включить больше иностранной литературы (я, честно говоря, кроме "Робинзона Крузо" из школьной программы ничего больше не помню, потому как она была забита преимущественно русской). Среди классической литературы также очень много интересных произведений (я полюбила классику лишь в конце первого курса), но опять же их нужно подбирать соответственно возрасту, или хотя бы преподавать не так уныло. Внезапно вспомнила так называемые внеклассные чтения - это вообще могло бы стать потрясающим способом прививать любовь к чтению, если бы в выборе книг и высказывании мнений была большая свобода... Современную литературу тоже не стоит обходить стороной. Если говорить про "читать что угодно", то здесь мое очень двойственное чувство возникает. С одной стороны, если книга написана грамотным языком, то почему нет? Именно при чтении "чего угодно" формируются литературные вкусы и предпочтения. С другой стороны, неподобающее содержание (попадаются же такие книженции)- думаю, для детей где-то до подросткового периода должна быть этакая родительская "цензура" (в конце концов, родители же и покупают детям книги, как правило).
Насчет того, кто сколько читает, ничего сказать не могу - нет достоверных данных. Если даже меньше, то винить компьютер или телевизор не вижу смысла. Книга для меня, например, это совсем другое удовольствие: я могу дать волю воображению (не знаю, как у других, а у меня формируемые книжные образы отпечатываются в памяти гораздо сильнее, чем киногерои, подробные описания меня невероятно впечатляют, именно в книгах создается ощущение другой реальности и времени), насладиться красивым языком, в конце концов, пополнить собственный словарный запас и получить какие-то новые знания.
С одной стороны, я очень люблю бумажные книги (и читать, и покупать). С другой стороны, покупать невероятное количество книг чревато тем, что мне их будет негде хранить, да и денег на все не хватит. Поэтому из бумажных книг я покупаю те, которые для меня 100% must have, профессиональную литературу и изредка те, которые ни в какую не "идут" при чтении в электронном виде. У электронных книг своя прелесть (я читаю их на "айподе"). Во-первых, бесплатные электронные библиотеки, где можно найти почти все и буквально за минуту, никуда не выходя, получить доступ к нужной книге. Во-вторых, компактность - маленькое устройство не отяжеляет сумку, а дом не превращается в районную библиотеку. Но было довольно трудно приучить себя читать с экрана.
"Для формирования морально здоровой личности, подготовленной к жизни в современном мире" - пугающая формулировка, поэтому не буду брать на себя ответственность, давая советы, что читать ребенку.
19-окт-2010 08:39 am
ух! спасибо за развернутый ответ!
18-окт-2010 05:47 pm
Ты таки еврей?
19-окт-2010 07:56 am
Какой ответ на этот вопрос вы хотели бы услышать?
19-окт-2010 12:13 pm
Это был риторический вопрос на количество вопросительных знаков в посте.
18-окт-2010 08:52 pm
Ядовитый, это ж блин тезисы для диссера.
У меня есть мнение по каждому из твоих вопросов - но блин все это расписать... я на такой героизм не способна.
Рассказать - рассказала бы.. но набивать это все - это ахтунг
19-окт-2010 12:09 pm - Интересные у тебя выводы
Пока литература сохнет, медиа сдохнет :)
This page was loaded фев 19 2017, 6:40 pm GMT.